Законодательство о семье: Сексуальное поведение (границы правового регулирования)

Публикуется по материалам MED+info

      
      В российском законодательстве отсутствует такой объект охраны, как сексуальное поведение, равно как и в правовой науке, это понятие также отсутствует. Представляется необходимым отметить этот факт для того, чтобы попытаться наиболее точно определить, что вкладывается в это понятие и какие именно правовые нормы регламентируют отношения, связанные с сексуальным поведением человека.
      
      В <Толковом словаре русского языка> под поведением понимается образ жизни и действий. На этом основании, вероятно, можно попытаться определить сексуальное поведение как реализацию индивидом, являющимся носителем определенного пола, своей сексуальности.
      
      Сексуальность и возможность ее свободного проявления - необходимая составляющая гармоничного человеческого бытия, без которой жизнь человека неполноценна.
      
      Вместе с тем свобода выбора и реализации сексуального поведения есть один из элементов свободы личности. Конституцией РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина [п. 2 ст. 55]. Поэтому правовая регламентация сексуального поведения не должна ущемлять права личности, не вправе вторгаться в сферу интимных отношений человека.
      
      Этим же объясняется и запрет договорного регулирования в названной сфере. Например, законом запрещено включать в брачный договор положения, регламентирующие личные неимущественные отношения супругов [п. 3, ст. 42 СК]. Применительно к проблеме правовой регламентации сексуального поведения это означает, что предметом брачного договора не могут быть вопросы, связанные с интимными сторонами супружеской жизни, а также любые вопросы, связанные с регулированием сексуального поведения обоих или одного из супругов. Условие брачного договора, нарушающее это положение закона, ничтожно, то есть является недействительным независимо от признания судом, и не порождает для сторон никаких правовых последствий [п. 2 ст. 44 СК].
      
      Государство выступает гарантом равенства прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения... а также других обстоятельств [п. 2 ст. 19 Конституции РФ]. Из этого следует, что такое обстоятельство, как сексуальная ориентация человека, и в частности принадлежность к сексуальному меньшинству, также не может рассматриваться как основание для его дискриминации. К сожалению, нельзя не вспомнить, что в СССР, а затем в России, мужской гомосексуализм оставался уголовным преступлением вплоть до июня 1993 года, когда, наконец, была отменена ст. 1211 старого УК РСФСР.
      
      Следует подчеркнуть, что принцип гарантии равных прав и равных возможностей в отношении сексуального самовыражения и свобода от дискриминации является одним из основополагающих принципов, без соблюдения которого свобода выбора и реализация сексуального поведения невозможны.
      
      Закон охраняет тайну личной и семейной жизни граждан, то есть тех областей, в которых наиболее ярко проявляется сексуальное поведение. В п. 1 ст. 23 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются [п. 1 ст. 24 Конституции РФ].
      
      В развитие этих положений Конституции в новом Уголовном кодексе РФ, действующем с 1 января 1997 года, впервые в российском уголовном праве установлена ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни путем незаконного собирания или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих личную или семейную тайну [ст. 137 УК].
      
      Наряду с этим гражданско-процессуальным законом установлено, что, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, гражданское дело в суде (например, о расторжении брака или об установлении отцовства) может быть заслушано в закрытом судебном заседании [ст. 9 ГПК РСФСР]. Поскольку принцип свободы развода является одним из основополагающих принципов российского семейного законодательства, брак может быть расторгнут по любой причине, указанной супругами. Поэтому в случае, когда причина развода связана с сексуальным поведением супругов - в чем бы это ни проявлялось, любая из сторон вправе обратиться с просьбой о слушании дела в закрытом судебном заседании.
      
      Вместе с тем возможность реализации этой свободы, как и любой другой, обусловлена необходимостью соблюдения определенных правил, установленных законом, поскольку свобода в цивилизованном обществе не является синонимом вседозволенности. Общий подход к проблеме сформулирован в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, где сказано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Индивидом должна быть осознана необходимость в самоконтроле своего сексуального поведения и обязанность в соблюдении определенных правил поведения в этой области. Практика показывает, что в тех случаях, когда индивид плохо представляет себе, каким образом он хотел бы проявить свою сексуальность, это зачастую приводит к сексуальному насилию и жестокости, жертвами которых чаще всего становятся женщины и дети.
      
      Поэтому установление правовых рамок реализации сексуального поведения преследует цель формирования у граждан ответственного отношения к своему сексуальному поведению, а в необходимых случаях - оснований для привлечения к установленной законом ответственности.
      
      В противном случае свободно проявляемая и ничем не ограниченная сексуальность способна стать источником психологической напряженности и страха в обществе. При этом негативные последствия признания абсолютной свободы сексуального поведения по драматизму и масштабам можно сравнить с последствиями отмены всех правил дорожного движения для водителей и пешеходов. Кроме того, предоставление абсолютной сексуальной свободы означало бы признание неуправляемости биологического начала в человеке, что полностью перечеркнуло бы многовековой опыт социальной коррекции сексуального поведения.
      
      Задача определения параметров дозволенного сексуального поведения с незапамятных времен является социальной проблемой. Известно, что на формирование сексуального поведения оказывает влияние целый ряд внешних факторов таких, как нравственные и правовые нормы, качество воспитания, уровень образования, общественное мнение, степень информированности и др.
      
      Вместе с тем пределы вмешательства права в сферу сексуального поведения весьма ограничены. Следует подчеркнуть, что право определяет лишь внешнюю границу сексуального поведения, устанавливая определенные условия его реализации, но не вторгаясь - и это важно - в сферу интимной жизни человека, связанную с непосредственными проявлениями сексуальности и ее формами. Можно сказать, что закон ограничивает сексуальное поведение лишь необходимостью соблюдения определенных требований, но наряду с этим признает и охраняет право человека на свободу выбора сексуального поведения.
      
      Установление определенных правовых требований к реализации сексуального поведения направлено на то, чтобы при избрании определенной модели индивид руководствовался нравственными и правовыми ориентирами, а не только собственными желаниями и представлениями, что позволит предотвратить посягательства на права и интересы других индивидов.
      
      Другой целью установления границ правомерного сексуального поведения является стремление государства и общества влиять на формирование оптимальной модели поведения в этой сфере.
      
      Для достижения этих целей используются нормы разных отраслей права, одни из которых устанавливают и охраняют права человека, связанные с сексуальным поведением; другие - устанавливают запреты на некоторые проявления сексуального поведения; а третьи - меру ответственности за неправомерное сексуальное поведение.
      
      Наиболее социально признанным является сексуальное поведение, реализуемое в форме брака.
      
      По утверждению одного из классиков психологии В. Райха, специальный документ - свидетельство о браке, выдаваемое супругам в подтверждение того, что их брак юридически оформлен, - многими людьми отождествляется на уровне подсознания как разрешение жить половой жизнью [Вильгельм Райх. Сексуальная революция, С.-Петербург-М., Университетская книга, 1997, с. 165].
      
      Известно, что с незапамятных времен институтом брака фиксировались наиболее желательные для данного общества параметры сексуального поведения, известные как условия вступления в брак.
      
      Одно из необходимых условий заключения брака, по действующему российскому законодательству - Семейному кодексу Российской Федерации 1995 года - брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной [п. 1 ст. 12 СК], то есть представляет собой гетеросексуальный союз. На первый взгляд, это положение закона традиционно, поскольку во все времена в России данное требование к браку оставалось неизменным.
      
      Однако в тексте ранее действовавшего закона [п. 1 ст. 15 Кодекса о браке и семье, 1969] применялось понятие <лица, вступающие в брак> при отсутствии прямого указания на половую принадлежность этих лиц. Несмотря на то что такая формулировка делала возможным широкое толкование данного понятия, до определенного времени этого не происходило. Но в конце 80-х годов, когда законодательная практика ряда государств (Дания, Нидерланды, Швеция) допустила возможность правового признания - хотя и с определенными ограничениями - гомосексуальных союзов, несовершенство формулировки российского закона стало ощутимым, поскольку граница брака как исключительно гетеросексуального союза в ней была достаточно размыта. В ряде публикаций был сделан вывод о том, что понятие <лица, вступающие в брак> охватывает и сексуальные меньшинства, что противоречит основам российского семейного права и, кроме того, способствует формированию иллюзии о возможности регистрации в России гомосексуальных отношений. Именно это обстоятельство подтолкнуло российского законодателя к необходимости внесения в текст нового Семейного кодекса прямого указания о том, что вступить в брак вправе мужчина и женщина.
      
      
      Другим важным условием вступления в брак, имеющим отношение к определению границ должного сексуального поведения, является требование о достижении брачного возраста [п. 1 ст. 12 СК]. Брачный возраст в Российской Федерации одинаков для мужчины и женщины и установлен в восемнадцать лет [п. 1 ст. 13 СК]. Установление брачного возраста связано с необходимостью определить порог возможности начала семейной жизни, непременной и важной частью которой являются сексуальные отношения. Устанавливая нижний возрастной предел вступления в брак, законодатель исходит из того, что именно по достижению данного возраста в человеке выкристаллизовываются все грани зрелости - социальной, физической, психической, нравственной, - что позволит ему стать полноценным участником семейных отношений.
      
      Вместе с тем российский законодатель вынужден учитывать, что условие о брачном возрасте должно иметь исключения. Причиной тому является достаточно широкое распространение в России, как и во многих странах мира, сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что в ряде случаев приводит к раннему материнству. Несмотря на негативное отношение общества к подобным ситуациям, необходимость в охране прав несовершеннолетней матери (или несовершеннолетних родителей) и ее ребенка очевидна. Поэтому при наличии названных обстоятельств закон допускает возможность вступления в брак несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, при условии получения ими специального разрешения на брак.
      
      Помимо этого субъектам Российской Федерации впервые предоставлено право самостоятельно принимать законы, определяющие порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет [п. 2 ст. 13 СК].
      
      По данным на конец 1997 года, этим правом воспользовались 11 из 89 субъектов Российской Федерации. К особым обстоятельствам во всех региональных законах были отнесены беременность несовершеннолетней или рождение ею ребенка. При этом в восьми регионах заключение брака при наличии особых обстоятельств стало возможно по достижении 14 лет, а в трех - по достижении 15 лет.
      
      Это еще раз подтверждает, что для государства и общества брак является наиболее желательной формой реализации сексуального поведения, которая имеет гарантированную правовую поддержку.
      
      Вместе с тем, сексуальные отношения лица, достигшего возраста 18 лет, с лицом, заведомо не достигшим возраста 16 лет, являются уголовно наказуемым деянием [ст. 134 УК], если речь не идет о браке, спровоцированном названными выше особыми обстоятельствами.
      
      Помимо этого уголовно наказуемо сексуальное поведение в форме развратных действий без применения насилия, совершенных в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста [ст. 135 УК].
      
      Новеллой российского семейного законодательства стала ст. 15 СК, в соответствии с которой лица, вступающие в брак, вправе получить бесплатное медицинское обследование, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи.
      
      Трудно переоценить степень важности этой правовой нормы, поскольку квалифицированная информация по перечисленным вопросам является необходимой для принятия информированного решения не только по вопросу о вступлении в брак, но и для возможного внесения корректив в сексуальное поведение. Ведь неинформированность будущих супругов, зачастую граничащая с элементарной безграмотностью, приводит не только к дисгармонии в браке, которая часто ведет к разводу, но в ряде случаев к криминальным проявлениям сексуальности.
      
      Следует подчеркнуть, что возможность прохождения медицинского обследования до брака - это право, а не обязанность будущих супругов. Поэтому непременным условием является их согласие на его проведение. То же следует сказать и о консультации по планированию семьи. Репродуктивное поведение человека как часть сексуального - одна из немногих сфер человеческих отношений, в значительной степени нуждающихся в защите от вмешательства государства. Помощь по планированию семьи предполагает лишь предоставление консультативных либо медицинских услуг. Однако право решать вопрос о количестве детей, о времени их рождения принадлежит исключительно самим супругам.
      
      Результаты проведенного обследования составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены только лицу, с которым предстоит заключить брак, и только с согласия лица, прошедшего обследование. Таким образом, принятие решения о сообщении результатов обследования своему избраннику, с одной стороны, не является правовой обязанностью, но с другой - представляет собой некое моральное обязательство, исполнение которого полностью остается на усмотрение прошедшего обследование.
      
      В то же время сокрытие одним из будущих супругов от другого наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции отныне является правовым основанием для признания брака недействительным по требованию своевременно неинформированного супруга. Эта норма не является дискриминирующей, поскольку речь не идет о запрете на вступление в брак при наличии одного из указанных заболеваний, а лишь помогает принять информированное решение тому, кто решится на этот смелый шаг.
      
      Вместе с тем, законом предусмотрен ряд запретов на брак, в основу которых положен запрет на определенное проявление сексуального поведения [ст. 14 СК].
      
      Первый из них - это запрет брака с близкими родственниками, к которым относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами. Запрет на кровосмешение (инцест) имеет многовековую историю и направлен, в первую очередь, на охрану здоровья потомства и тем самым сохранение человечества от вырождения. Однако помимо этого запрет инцеста связан с необходимостью установления психологического барьера, не позволяющего рассматривать близкого родственника в качестве объекта сексуальных отношений.
      
      Другой запрет исключает заключение брака между усыновителями и усыновленными. Запрет сексуальных отношений между этими лицами продиктован нравственными соображениями, поскольку, по закону, усыновление приравнено к кровному родству.
      
      Третий запрет вызван состоянием психического здоровья одного из потенциальных супругов; и в том случае, когда хотя бы один из них признан судом недееспособным вследствие психического расстройства, заключение брака не допускается.
      
      Таким образом, все перечисленные запреты ограничивают реализацию сексуального поведения в форме брака для перечисленных групп. Заключение брака в нарушение любого из названных запретов является основанием для признания этого брака недействительным [ст. 27 СК].
      
      Вместе с тем, правовые запреты, связанные с реализацией сексуального поведения, не исчерпываются браком.
      
      Необходимым условием любых проявлений сексуального поведения является добровольность. Законом запрещено принуждение к любой форме сексуальных отношений, в чем бы оно ни проявлялось. Понуждение лица к действиям сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) уголовно наказуемо [ст. 133 УК].
      
      Названный запрет непосредственно связан с правом человека на сексуальную неприкосновенность. В новом Уголовном кодексе РФ, действующем с 1 января 1997 года, нормы ответственности за преступления в сексуальной сфере впервые объединены в самостоятельной главе 18, что подтверждает особое значение сексуальной свободы и сексуальной неприкосновенности личности. Все нормы главы 18 УК служат интересам равной защиты любого лица независимо от его пола от любых сексуальных действий, совершаемых с психическим или физическим насилием.
      
      Следует обратить внимание на то, что жестокое обращение с детьми со стороны родителей, в том числе покушение родителя на половую неприкосновенность ребенка, является основанием лишения родительских прав [ст. 69 СК РФ]. Эта норма российского семейного права появилась в развитие положения Конвенции ООН о правах ребенка, где сказано, что государство - участник данной Конвенции - обязуется принять все необходимые законодательные и иные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или законных представителей [п. 1 ст. 19].
      
      Уголовно наказуемо вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, одним из которых является занятие проституцией (ст. 151 УК). Если же названное деяние совершено родителями несовершеннолетнего (или лицами, их заменяющими) или совершено с применением насилия или угрозой его применения, то это является обстоятельствами, отягчающими их вину.
      
      Традиционен запрет на сексуальное поведение, сопряженное с насилием. Сексуальное насилие приводит к таким опасным преступлениям, как изнасилование и насильственные действия сексуального характера (в любых формах), меры наказания за которые установлены уголовным законом [ст. ст. 131, 132 УК]. Ввиду особой опасности этих преступлений уголовная ответственность за их совершение наступает с 14 лет [ст. 20 УК]. При этом насилие, совершенное с особой жестокостью, является отягчающим вину обстоятельством и влечет за собой более строгую меру наказания (до 10 лет лишения свободы).
      
      Помимо мер уголовно-правового характера, государство пытается предпринимать меры предупредительного характера, направленные против насилия в обществе. Так, в апреле 1991 года было принято Постановление ВС РСФСР <О неотложных мерах против порнографии, культа жестокости и насилия>, которое, однако, не смогло решить данные проблемы, поскольку не предлагало никакой альтернативы запретительно-ужесточительным мерам. Необходимость развертывания полового воспитания и развития сексуальной культуры было в Постановлении проигнорировано. Поэтому оно оказалось неэффективным и не достигло своей цели.
      
      Опубликовано в журнале
      <Планирование семьи> № 2/1998 г