Создание системы обязательного и добровольного медицинского страхования в России в начале 90-х годов с одной стороны обеспечило пациента рядом гарантий и прав, которых прежде в нашей стране не существовало, с другой стороны обострило проблемы с отсутствием механизмов защиты этих прав.
В развитых странах давно известно, что только пациент, обладающий реальными правами, может эффективно влиять на систему здравоохранения и ее развитие. Именно он, являясь конечным ее потребителем, способен, как наиболее заинтересованная сторона, требовать и снижения себестоимости медицинских услуг при условии улучшения (сохранения) их качества, и вмешиваться в систему организации системы здравоохранения, порождая в ней конкурентную борьбу за свои деньги, и стимулировать развитие науки, обеспечивающей создание новых технологий и организационных форм.
Российское государство, объявив себя одновременно заказчиком, исполнителем и контролером медицинских программ через различные государственные или окологосударственные структуры, не способно эффективно реагировать на запросы конечного потребителя, не предоставив ему - пациенту - реального, а не только лишь задекларированного, права активно влиять на систему медицинского обеспечения извне. Более того, все законы и нормативные акты, касающиеся работы здравоохранения, подготовлены и написаны без участия пациентов. Получается, что российское здравоохранение работает само на себя, "не видя" пациента.
Эти обстоятельства в свою очередь нанесли непоправимый урон здравоохранению: ограничили введение рыночных механизмов, предопределили низкую заработную плату, падение среднего уровня квалификации и ответственность медперсонала, снизили динамику развития технологических процессов диагностики и лечения, породили желание сохранить социалистическую систему здравоохранения и обретенные в ней накопления - площади, гипертрофированное количество персонала, оборудование, систему распределения и пр., ничего не меняя.
Поэтому становление реальных механизмов защиты прав пациентов, возникновение, благодаря этой защите, реальной ответственности медперсонала и создание соответствующего правового поля должно стать одной из приоритетных задач в общей реформе здравоохранения.
Сегодня в России защита прав пациентов в основном возложена на страховые медицинские организации (СМО) и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Однако эффективность такой защиты говорит сама за себя. В 1999 году российскими судами было рассмотрено всего лишь 390 врачебных дел, и 267 из них были удовлетворены. В среднем каждый пострадавший от врачебной некомпетентности получил 6421 рубль, то есть примерно $250. В Подмосковье, например, МОФ ОМС принял 3500 жалоб, после их рассмотрения 2172 из них были признаны обоснованными, но лишь 9 дел дошли до суда.
Причин столь низкой эффективности такой "защиты" прав пациентов множество.
Во-первых, сама система ОМС устроена таким образом, что все ее участники - ФОМС, СМО и ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) являются либо сугубо государственными, либо зависимыми от государства организациями в отношении финансирования и собственных прав, делегированных им же государством вместе с деньгами. Представим теперь, что пациент обратился в СМО или в ФОМС с жалобой на действия ЛПУ. Понятно, что каждый иск или жалоба - это потенциальное взыскание средств с ЛПУ или с врача за нарушение прав пациента. Но ведь это те же самые деньги, которые получены или еще только должны быть получены от того же ФОМС или СМО, т.е. это их - государственные деньги. Неужели они будут судиться с частью своей же системы? Таким образом, мы имеем дело со структурой, для которой пациент - чужеродный, внешний объект, и система защищается от его жалоб на саму себя всеми способами, предпочитая решать даже доказанные ошибки внутри самой себя - кулуарно, и не выносить их на общее обозрение, то есть в суд или в прессу.
Во-вторых, эксперты, оценивающие вред (ущерб), причиненный пациенту нарушением медицинских стандартов и норм, являются частью этой же системы. Общеизвестен факт существования "корпоративности врачей", прикрытый лозунгами "медицина - это искусство!" и "врач всегда прав!" Но если столетия назад для Парацельса медицина действительно была искусством, то сегодня это - технология, которую нарушать нельзя, поскольку за ее выработкой стоит ум, эксперименты, человеческие жизни и судьбы. Что же касается того, что врач всегда прав, достаточно вспомнить, что основой всех медицинских стандартов, причем даже в России, служит удовлетворенность пациента качеством оказанной помощи. Таким образом, оба лозунга служат исключительно для обмана общественного мнения и пациентов, чтобы не приставали со своими правами.
Корпоративность врачей проявляется так же в работе ассоциаций врачей, где все высокопрофессиональные медики всегда могут договорится между собой, в частности, и о проведении экспертиз качества медицинской помощи. К сожалению, принцип "ты мне - я тебе!" - та реальность, которая существует в указанных ассоциациях. В данном случае мы не ставим под сомнение честность всех врачей, хотя в отношении некоторых из них у нас есть для этого основания, но говорим о том, что если врачи организованы в самые разные организации, а не только взаимодействуют между собой на рабочих местах, то пациенты являются одиночками в борьбе с уже целыми организациями, а не с отдельными врачами, нарушившими их права.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в России процесс защиты прав пациентов начинает развиваться стихийно. В некоторых регионах самостоятельно принимается законодательство о защите прав пациента и контроле качества медицинской помощи, создаются арбитражные комиссии и третейские суды, привлекающие собственных независимых экспертов при том, что такие важные термины, как "независимый эксперт" или "независимая экспертиза" не определены законодательно или нормативно на федеральном уровне. В результате, во время экспертиз применяются различные системы стандартов и оценок, зачастую экспертами являются специалисты с меньшей квалификацией, нежели те, деятельность которых подлежит экспертизе.
Если сегодня не принять кардинальных шагов к решению этой проблемы, то через несколько лет в России сложится система с двойным, тройным и прочим количеством стандартов. А это негативно отразится на всей системе защиты прав пациента, контроле качества медицинских услуг, и через это на всей системе здравоохранения.
Таким образом, в основе всех перечисленных проблем стоит главное - отсутствие до настоящего времени в России организации, объединяющей интересы пациентов и профессионально защищающей их права. В июне 2000 года была создана - Общероссийская общественная организация "Лига защитников пациентов", которая и ставит своей задачей в той или иной мере объединить пациентов и здравомыслящих врачей для комплексного, а не одностороннего решения задачи по реформе здравоохранения.
Практическая деятельность организации началась после формирования соответствующих программ в феврале 2001 года. В настоящее время Лига в той или иной мере участвует в трех судебных делах по случаям нарушения прав пациентов: оставлен обломок катетера (5 см) в мочевом пузыре пациента; перелом обеих ног у инвалида первой группы на занятиях лечебной физкультурой в санатории; неоказание медицинской помощи, разглашение врачебной тайны и грубость врачей по отношению так же к инвалиду первой группы, при чем в последнем случае пациент в прошлом была врачом сама.
Одновременно за каждую неделю Лига по телефону отвечает в среднем на десяток звонков, решая те или иные проблемы пациентов или просто консультируя их.
Этот проект запрашиваем обществом настолько, что, не имея денежных средств, Лига не всегда использует возможности паблисити, которые нам предлагают. Ведь широкая огласка деятельности Лиги приведет к нам немалое количество людей, которым мы просто не в состоянии помочь - не создана инфраструктура...
Лига заключила соглашение с Межреспубликанской коллегией адвокатов (МРКА), имеющей 160 юридических консультаций в 70 регионах РФ, для поддержки нашей деятельности. В частности, в Волгограде адвокаты МРКА уже подключены к подготовке одного из судебных дел. В адвокатской среде поддержка Лиги ощутима особенно сильно. Хотя судебные дела по нарушению прав пациентов весьма редки и пока в общем-то безденежны по сравнению, например, с хозяйственными спорами, но большая часть адвокатов понимает, что поток жалоб будет возрастать и что защита прав пациента в суде - новая ниша для юридической практики, которая в перспективе может дать хорошие дивиденды.
Получено письменное предложение от страховой компании "РОССНО" о передаче нам опыта в области проведения экспертиз качества медицинской помощи и организации таких экспертиз.
Сейчас готовится серия книг "Права пациента", в которых доходчиво не для специалистов, а для простых граждан будут описаны их права, растиражированы нормативные акты, даны ответы на часто задаваемые вопросы.
В Лиге предусмотрено членство, и уже сейчас можно присоединиться к нашим рядам.
Таким образом, Лига делает серьезные шаги к созданию правовой сети по защите пациентов в масштабах России. Но сегодня нам нужна именно материальная поддержка. В наших планах создание Независимой службы медицинских экспертов, бюро которой должны быть в каждом регионе России, оказывая на местах непосредственную поддержку пациентам и врачам, разъясняя их права и обязанности, разрешая конфликты и организуя экспертизы качества медицинской помощи. Мы намерены создать "горячую линию" "Скорая правовая помощь", которая по телефону и в Интернете сможет давать полноценные моментальные консультации по правам пациента в любое время суток - это касается и тех случаев, когда пациента не забирает "скорая помощь", и когда ему отказываются выписывать бесплатные лекарства или просто требуют денег в системе ОМС.
Мы сотрудничаем с государственными органами власти, пытаясь инициировать некоторые законодательные проекты в области защиты прав пациентов и сформировать в области здравоохранения новую культуру между врачом и пациентом. Понятно, что эта задача - не из простых.
Эта и другие сложности, которые можно увидеть из представленного материала, вполне объяснимы - масштабно защитой прав пациентов в России никто не занимался. Поэтому мы набрались терпения, чтобы хоть немного сдвинуть эту глыбу с места, и спешка может разрушить даже то, что создано уже сейчас, а нам действительно нужна материальная поддержка - остальное мы сделаем сами, хотя и от любой другой помощи отказываться - грех!.
Подробнее с деятельностью Лиги можно ознакомиться на официальном сервере
http://ligazp.org/
Президент "Лиги пациентов"
Александр Саверский